В 2018 году Российская Федерация подвела итоги работы по выполнению Конвенции ООН о правах инвалидов, которая была ратифицирована в 2012 году.
За 6 лет российское законодательство в этой сфере основательно переработано в целях реализации идей безбарьерной среды, инклюзивности и разумного приспособления. Существенно дополнено законодательство, затрагивающее права инвалидов в важных сферах жизнедеятельности – в образовании, культуре, на транспорте, в спорте, а также в сфере трудовой занятости инвалидов.
По государственной программе «Доступная среда» при участии общественных организаций инвалидов идёт приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в сферах здравоохранения, социальной защиты, спорта и физической культуры, информации и связи, культуры, на транспорте, в образовании. За 6 лет оборудовано более 18 тыс. приоритетных объектов, что составляет 51,3% от общего количества приоритетных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов.
С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.
В Реестре каждому инвалиду предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу. Реестр интегрирован с базой вакансий «Работа в России», что позволит информировать инвалидов о подходящих вакансиях.
К настоящему времени условия для инклюзивного образования созданы в 9341 школе (21,5% от общего количества школ). В школах создаётся универсальная безбарьерная среда, они оснащаются специальным оборудованием для обучения детей-инвалидов.
Растёт число коррекционных классов при общеобразовательных школах. В настоящее время в 39 944 подобных классах обучаются 270 514 детей-инвалидов. За 6 лет более 45 тысяч педагогических работников и специалистов базовых школ прошли повышение квалификации по программам, связанным с образованием детей-инвалидов.
Всё больше инвалидов и лиц с ограничениями по здоровью становятся студентами колледжей. В 2016–2017 годах создано 80 базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в 74 субъектах Федерации.
Отмечается тенденция к включению большего числа детей-инвалидов в дополнительное образование. В 2016–2017 учебном году по программам дополнительного образования занималось 60 625 детей-инвалидов и 83 413 детей с ограничениями по здоровью. |