Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. Специалисты социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних оказывают родителям профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание на их приоритетность в воспитании детей.
В рамках комплекса мер по социальному сопровождению семей с детьми в Ростовской области Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации г. Москва, специалистами СРЦ разработана программа «Семейный очаг», которая помогает семьям справиться с разногласиями, возникающими в повседневной жизни.
При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению.
К сожалению, некоторые педагоги в работе с семьями используют лишь метод нравоучений или «сухих лекций». Многолетняя практика убеждает, что подобные «пассивные методы» весьма неэффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как «Родительский клуб».
Так, за 2017 год было проведено 11 встреч с семьями. Рабочей целью каждой новой встречи специалистов с родителями является моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о пси-хофизических закономерностях развития ребенка, тем самым обобщая свой жизненный опыт. И, как следствие, они:
• учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка;
• имеют адекватное представление о детских возможностях и потребностях;
• расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком;
• получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком.
Все это способствует росту компетенции родителей и изменению взаимоотношений в семье. Благодаря социальному сопровождению, семья может преодолеть опасности различных «рисков» и обогатить потенциал полноценного воспитания ребенка. |