Как сообщили РОСВУЗу в Общественной палате, участница проекта "Перспектива" Анна Хрястунова занялась мониторингом российских школ на наличие доступной среды и условий в них для инклюзивного образования.
Как оказалось, по данным Пенсионного фонда России, по состоянию на 1 января 2015 года в России 604850 детей до 18-ти лет, имеющих ограничения по здоровью из них детей-инвалидов в возрасте от 8 до 17 лет, то есть школьного возраста около 378 тысяч человек. И проверка, начатая Хрястуновой, должна показать, обладают ли учебные заведения безбарьерной средой не только для школьников-колясочников, но и школьников с ограничениями здоровья по зрению, слуху и тд., а именно есть ли пандусы, снижены ли пороги, расширены ли дверные проемы, оборудован ли санузел, доступны ли все этажи школы, также проверяется наличие направляющих, тактильной плитки и другое. Например, наличие специального учебного оборудования, методических пособий, учебников со шрифтом Брайля.
Мониторинг проводится в рамках исполнения поручений президента России. Однако проверки в Вологодской области, которая стала пилотным регионом, показали, что из восьми школ Вологды доступная среда, да и то частично, есть пока только в трех. "Ни в одной школе условия для инклюзивного образования не созданы полностью",- констатировала Хрястунова.
В Тацинском районе проживет 2385 инвалидов (6,6 % от общей численности населения).
В рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Доступная среда», для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к социальным объектам, построены новые пандусы к зданиям Администрации района и Дома культуры, Тацинского краеведческого музея и Межпоселенческой центральной библиотеки.
В полном объеме обустроена доступная среда в учреждениях образования: Тацинской сош № 3, Жирновской сош и Ермаковской сош. Еще в двух школах обустройство доступной среды планируется в текущем году.
Если по техническим условиям установка пандуса в учреждении невозможна, применяются альтернативные средства обеспечения доступности среды и предоставления услуг: установка кнопки вызова, обеспечение приема на первом этаже здания или предоставление услуг с выездом по месту жительства получателя. Применяются способы обустройства доступной среды, не требующие больших финансовых затрат: выделение контрастным цветом лестничных маршей, нанесение соответствующих разметок на асфальте, оснащение помещений визуальной, звуковой и тактильной информацией и др.
В целях социальной интеграции инвалидов ежегодно проводится районный детско-юношеский фестиваль «Окно в мир», приобретаются аудиозаписи литературных произведений для предоставления библиотечных услуг инвалидам по зрению.
В настоящее время участники программы разрабатывают мероприятия для внесения их на рассмотрение рабочей группы и дальнейшего включения в план («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг Тацинского района. Данная работа должна завершиться к 15 сентября т.г.